В МБУ «Реабилитационный центр» создана и функционирует система помощи детям на ранних этапах развития, основной целью которой является устранение, предотвращение первичных отклонений в развитии и обеспечение своевременной помощи ребенку и его семье.

Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.

Условия нашего учреждения позволяют реализовать основные принципы работы с такими детьми – комплексного подхода и междисциплинарного взаимодействия, включает в себя медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию.

Совместная работа специалистов позволяет сформировать разносторонний взгляд на ребенка, лучше видеть его сильные стороны и проблемы, планировать программу реабилитации. Кроме того, междисциплинарная оценка способствует максимальному вовлечению родителей в процесс, созданию диалога со специалистами. Все специалисты, работающие с детьми раннего возраста, имеют первую и высшую квалификационные категории. Сотрудничество со службами здравоохранения и образовательными учреждениями помогает найти необходимые ресурсы и расширить спектр помощи семье.

Работа с ребенком раннего возраста начинается с работы медико-психолого-педагогической комиссии, на которой осуществляется первичное обследование ребенка с участием основных специалистов. Родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня нервно-психического развития ребенка, возможностей восстановительного процесса и рекомендации по организации развивающей среды в условиях семейного воспитания. При необходимости назначаются индивидуальные консультации основных специалистов.

Родителям выдается методическое пособие «Как предупредить нарушения в развитии ребенка» и «Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начала вербального развития». Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, речи, интеллекта, личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи.

Процесс реабилитации детей с ОВЗ осуществляется по двум направлениям:

1. Профилактика ранней детской инвалидности (дети от 0 до 1,5 лет)

2. Реабилитация (абилитация) детей-инвалидов в возрасте до 3-х лет.

Профилактика ранней детской инвалидности (дети от 0 до 1,5 лет)

Задачи:

  1. Выявить риск нарушений развития и здоровья детей от 0 до 1,5 лет
  2. Организовать медико-психолого-педагогическое сопровождение развития и реабилитации детей от 0 до 1,5 лет.

В целях наиболее успешного решения задач на данном этапе реабилитации детей специалистами разработано методическое пособие «Организация системы психолого-медико-педагогической помощи детям на ранних этапах развития», получившее рецензию профессора кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КемГМА, доктора медицинских наук Т.В. Попонниковой. Пособие дает полную картину физического и психического развития ребенка, содержит сведения по развитию общей моторики, зрительного, слухового, тактильного, эмоционального восприятия, речи, разработаны таблицы скринингового обследования, специальные медицинские мероприятия, дидактические игры и упражнения разного уровня сложности.

  

Медицинская реабилитация включает:

1. Массаж:

- стимулирующий;

- расслабляющий;

- по избирательной методике.

2. Лечебная физкультура:

- мяч-батут-растяжение – работа на мяче большого диаметра, которая оказывает тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат, нормализует мышечный тонус.

3. Физиотерапия:

- электрофорез;

- лазеротерапия;

- теплолечение.

4. Медикаментозная терапия.

Психолого-педагогическое сопровождение

Направления работы с детьми:

  1. Развитие эмоционального общения со взрослым
  2. Развитие сенсорных каналов
  3. Формирование подготовительных этапов понимания речи
  4. Формирование движений рук и действий с предметами
  5. Развитие дыхания и голоса

Педагогами разработаны и реализуются программы: «Взаимодействие логопеда и семьи в процессе становления речи ребенка раннего возраста» (учитель-логопед), «Обучение с пеленок» (учитель-логопед), «Методика занятий в сочетании с сенсорной комнатой по профилактике отставания психоречевого развития, интеллектуально-познавательной деятельности с детьми раннего возраста» (педагог-психолог).

Задачи логопедической помощи:

*        Выявить особые речевые потребности ребёнка в максимально ранние сроки;

*        Сократить разрыв между моментом определения первичного нарушения и началом обучения ребёнка;

*        Разработать индивидуальный план логопедической помощи.

Задачи психологической помощи:

*        Стимулировать слуховое и зрительное, тактильное восприятие;

*        Развивать двигательные функции;

*        Улучшать эмоциональное состояние;

*        Активизировать мозговую деятельность;

*        Снять нервное возбуждение и тревожность.

Реабилитация (абилитация) детей-инвалидов в возрасте до 3-х лет

Задачи:

  1. Развивать сенсорные, двигательные функции, основные виды детской деятельности (предметной, игровой) детей от одного года до трех лет;
  2. Обучать родителей методам и приемам развития и реабилитации детей от одного года до трех лет в семейных условиях.

Детям-инвалидам в полном объеме оказываются медицинские услуги, расширено предоставление психолого-педагогических услуг.

В связи с этим разработана программа «Уникальный малыш», направленная на гармоничное развитие и профилактику вторичных отклонений детей с перинатальным поражением центральной нервной системы раннего возраста. Индивидуальные и групповые занятия ведут: педагоги-психологи, логопеды, специалист по адаптивной физической культуре, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги. Работает школа «Раннее развитие», где родители становятся непосредственными участниками развивающего процесса. Это позволяет им лучше понять своего ребенка, следить за его развитием. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций, тем самым обеспечивая непрерывное развитие ребенка в семейных условиях.

По итогам мониторинга отмечается, что у детей улучшилось восприятие цвета, формы, величины предметов, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость в поведении. Родители умеют правильно заниматься с ребенком в семейных условиях.

Ранняя комплексная коррекция минимизирует потенциальные задержки у детей, ослабляет влияние условий, приводящих к ним, позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития. До 20% детей к 18 месяцам достигают показания «норма», у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект в развитии отдельных функций.

Анализ работы за 2017 год показал, что положительная динамика в развитии двигательных и сенсорных функций детей составил 93,8 %.