Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования умений и приобретения новых. Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В данный период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6-6,5 ч). Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. Он уже может на короткое время сдерживать свои действия, желания. Однако надо помнить, что и в 3 года малыш легко возбуждается, быстро утомляется от однообразных действий. Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3-4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, дети начинают употреблять все части речи; почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова.
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым», – сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: «Почему? Где? Когда? Зачем?» Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, пытаются установить между ними прочную взаимосвязь; улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют, у них развиваются речь и мышление.
Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что его непосредственно окружает каждый день, что касается лично его, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Например, о том, куда он пойдет, что будет делать на прогулке, что произошло вчера. Можно вспомнить, какими игрушками украшали елку, что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обобщения: например, словами «игрушки», «одежда» ребенок объединяет разнородные, но сходные по выполняемой функции предметы. В его речи появляются слова, обозначающие качество предметов. Например, на вопрос: «Что у нас красного цвета?» – ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
Малыш может понять из рассказа взрослого такие явления и события, которые сам непосредственно не воспринимал. Но для этого необходимо, чтобы смысл слов, используемых в рассказе, был знаком ему по прошлому опыту.
На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то, что в обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания на данном этапе значительно возрастает. Словом, можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие. На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Малыш знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»). У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.
Важным средством сенсорного и общего развития малыша являются наблюдения.
Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Однако определять эти действия самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов окружающей обстановки.
Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с пирамидами, матрешками, мозаикой), сюжетные игры (игры с куклой), наблюдения, рассматривание картинок, книг, элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек), игры со строительными материалами, начала изобразительной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности очень важны для умственного развития малыша.
Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с играми ребенка второго года жизни. Играя, малыш старается воспроизвести уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Например, ласково обращается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает замечания. Появляются элементы ролевой игры.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель: «Я буду строить дом», «Я буду лечить куклу». Таким образом, появляются элементы планирования.
В данном возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки, например, гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Малыш начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисованием, лепкой. Ребенок понимает, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки.
В процессе деятельности у ребенка рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим – и различное поведение. В одних условиях ребенок ласково и внимательно относится к близким, чувствует их настроение. Если мать или отец чем-то расстроены или у них что-либо болит, ребенок подходит к ним, гладит с выражением сочувствия, заглядывает в глаза, проявляет стремление оказать помощь. Однако уже возможны и противоположные (отрицательные) отношения: малыш замахивается рукой на родителей, не хочет делать то, о чем его просят. Различно и поведение детей. Одни умеют сдерживать свои желания, спокойно ждать, пока взрослый чем-то занят, способны настойчиво преодолевать трудности, стремясь закончить дело. Другие, наоборот, нетерпеливо кричат, требуя немедленного выполнения своих желаний, беспомощно плачут при самом незначительном затруднении. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать.
Характерно и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они еще и еще раз просят повторить знакомые стихотворение, сказку и слушают, следят не только за сюжетом, но и за музыкальным сопровождением, ритмом. Ребенок с удовольствием рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, обстановке, одежде. Изменяются и поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройке, очень доволен, если помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Но все это богатство эмоциональных проявлений, как и сложное психическое развитие, которого достигает ребенок к 3 годам, возможно лишь при определенных условиях его жизни и воспитания.
Педагог-психолог Л.Н.Корчева
Ребенок появился на свет, его жизнь стала самостоятельной, он начинает приспосабливается к своему окружению. Ранний возраст богат на события и изменения. Постепенно ребенок превращается из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека.
От рождения до четырех месяцев
К двум месяцам малыш должен окрепнуть, сам держать голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотреть на маму и узнавать ее, одаривая своей улыбкой, меньше спать и чаще бодрствовать. Активно стремится полностью подчинить себе руки, и научиться при их помощи играть. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать все на вкус. На третьем месяце жизни малыш уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за малышом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.
4 - 8 месяцев
Кроха 8 месяцев очень активен, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползает. Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек. В этом возрасте появляется страх «чужого», и потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть удовлетворена. У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей, много раз повторяет одинаковые слоги «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Если мама куда-то уходит, это сильно расстраивает малыша. Когда у ребенка что-то не получается, он огорчится, а маминой похвале очень радуется. Ребенок понимает обращенную речь и может выполнить простую просьбу. Малыш 8 месяцев ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно. Все детки развиваются по-разному, но есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев, Вас должно насторожить, если кроха:
9 месяцев
В этом возрасте малыш хлопает в ладоши и стучит предметами, поднимает и играет двумя предметами одновременно. Он может листать толстые страницы картонной книжки, маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками. Он сам может лечь из положения сидя и сесть из положения лежа. Ребенок умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину. Он ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает. Может разворачиваться, когда ползает. Сует пальчики во все дырочки. Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место. Имитирует различные звуки. Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах. Выполняет простые просьбы.
10 месяцев
Может вставать у опоры, ходит, держась обеими руками, садится из положения стоя, танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает». Может унести два мелких предмета в одной руке. Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела. Обожает играть с водой. Подражает жестам и действиям других, выражениям лица, звукам. Боится незнакомых мест. Понимает и выполняет некоторые просьбы. Открывает ящики и исследует их содержимое. Любит помещать предметы друг в друга.
11 месяцев
Малыш самостоятельно садиться из положения на животе, умеет подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев, понимает слово “нельзя”. Малыш играет в «ладушки», машет рукой на прощание. Ходит, держась за мебель, короткое время стоит без посторонней помощи. Присутствует лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, произносит “мама” или “папа”, отвечает жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку). Выражает свои желания другим способом, кроме плача. Пьет из чашки без посторонней помощи.
1 год
Малыш самостоятельно стоит, ходит, встает из положения сидя на корточках. Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков. Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятали. Проявляет самостоятельность, привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам. Начинает капризничать. Резко реагирует на уход родителей. Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили. Начинает проявлять чувство юмора. Откусывает, жует твердую пищу, пользуется ложкой и чашкой. Понимает почти все из того, что ему говорят, в словарном запасе - 20 – 30 слов.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к малышу, радуйтесь этому прекрасному времени. Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни и больше никогда не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют.
Педагог-психолог В.А.Исаева
Все формируется впервые
Младенческий возраст-период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.
Малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды.
В это время закладывается прочный фундамент психологического благополучия ребенка.
КАК МАЛЫШ РАЗВИВАЕТСЯ К 2 МЕСЯЦАМ
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
ЧТО УМЕЕТ РЕБЕНОК К 3 МЕСЯЦАМ
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
РАЗВИТИЕ МАЛЫША в 4 МЕСЯЦА
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В 5 МЕСЯЦЕВ
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие:
КАК РАЗВИВАЕТСЯ МАЛЫШ В 6 МЕСЯЦЕВ
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Психоэмоциональное развитие
ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 7 МЕСЯЦЕВ
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
РАЗВИТИЕ МАЛЫША В 8 МЕСЯЦЕВ
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
КАК РАСТЕТ МАЛЫШ В 9 МЕСЯЦЕВ
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
КАК РАЗВИВАЕТСЯ МАЛЫШ В 10 МЕСЯЦЕВ
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
МАЛЫШУ 11 МЕСЯЦЕВ: ЧТО ОН УМЕЕТ
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
ПОДВОДИМ ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие
Психоэмоциональное развитие
Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни
Педагог-психолог Л.Н.Корчева