Ребенок появился на свет, его жизнь стала самостоятельной, он начинает приспосабливается к своему окружению.  Ранний возраст богат на события и изменения. Постепенно ребенок превращается из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека.

От рождения до четырех месяцев

К двум месяцам малыш должен окрепнуть, сам держать голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотреть на маму и узнавать ее, одаривая своей улыбкой, меньше спать и чаще бодрствовать. Активно стремится полностью подчинить себе руки, и научиться при их помощи играть. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать все на вкус. На третьем месяце жизни малыш уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за малышом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.

4 - 8 месяцев

Кроха 8 месяцев очень активен, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползает. Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек. В этом возрасте появляется страх «чужого», и потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть удовлетворена. У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей, много раз повторяет одинаковые слоги «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Если мама куда-то уходит, это сильно расстраивает малыша. Когда у ребенка что-то не получается, он огорчится, а маминой похвале очень радуется. Ребенок понимает обращенную речь и может выполнить простую просьбу. Малыш 8 месяцев ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно. Все детки развиваются по-разному, но есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев, Вас должно насторожить, если кроха:

  • Не садится, не ползает назад или вообще не пробует ползать.
  • Не пробует вставать у опоры, несколько секунд стоять, держась двумя руками.
  • Не может удержать игрушку в руках, не хватает предложенную игрушку, не перекладывает ее из одной ручки в другую.
  • Не произносит слоги, не прислушивается, когда слышит разговор взрослого.
  • Не проявляет какие-либо эмоции.

9 месяцев

В этом возрасте малыш хлопает в ладоши и стучит предметами, поднимает и играет двумя предметами одновременно. Он может листать толстые страницы картонной книжки, маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками. Он сам может лечь из положения сидя и сесть из положения лежа. Ребенок умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину. Он ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает. Может разворачиваться, когда ползает. Сует пальчики во все дырочки. Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место. Имитирует различные звуки. Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах. Выполняет простые просьбы.

10 месяцев

Может вставать у опоры, ходит, держась обеими руками, садится из положения стоя, танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает». Может унести два мелких предмета в одной руке. Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела. Обожает играть с водой. Подражает жестам и действиям других, выражениям лица, звукам. Боится незнакомых мест. Понимает и выполняет некоторые просьбы. Открывает ящики и исследует их содержимое. Любит помещать предметы друг в друга.

11 месяцев

Малыш самостоятельно садиться из положения на животе, умеет подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев, понимает слово “нельзя”. Малыш играет в «ладушки», машет рукой на прощание. Ходит, держась за мебель, короткое время стоит без посторонней помощи. Присутствует лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке, произносит “мама” или “папа”, отвечает жестом на короткую команду (“дай это мне” – протягивать руку).  Выражает свои желания другим способом, кроме плача.  Пьет из чашки без посторонней помощи.

1 год

Малыш самостоятельно стоит, ходит, встает из положения сидя на корточках. Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков. Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятали. Проявляет самостоятельность, привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам. Начинает капризничать. Резко реагирует на уход родителей. Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили. Начинает проявлять чувство юмора. Откусывает, жует твердую пищу, пользуется ложкой и чашкой. Понимает почти все из того, что ему говорят, в словарном запасе - 20 – 30 слов.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к малышу, радуйтесь этому прекрасному времени. Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни и больше никогда  не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют.

Педагог-психолог В.А.Исаева

Все формируется впервые

 

Младенческий возраст-период формирования базового доверия к миру. Если родители вовремя и полностью удовлетворяют потребности ребенка, у малыша появляется представление о том, что мир добрый и жить в нем будет хорошо.

Малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды.

В это время закладывается прочный фундамент психологического благополучия ребенка.

 

КАК МАЛЫШ РАЗВИВАЕТСЯ К 2 МЕСЯЦАМ

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

ЧТО УМЕЕТ РЕБЕНОК К 3 МЕСЯЦАМ

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

 Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

РАЗВИТИЕ МАЛЫША в 4 МЕСЯЦА

Физическое развитие

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении.
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В 5 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МАЛЫШ В 6 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие

  • Занимается с одним предметом - перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 7 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

РАЗВИТИЕ МАЛЫША В 8 МЕСЯЦЕВ

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

КАК РАСТЕТ МАЛЫШ В 9 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МАЛЫШ В 10 МЕСЯЦЕВ

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно. 

Физическое развитие

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

МАЛЫШУ 11 МЕСЯЦЕВ: ЧТО ОН УМЕЕТ

Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

ПОДВОДИМ ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей; показывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

  • Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  • Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  • питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  • Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Педагог-психолог Л.Н.Корчева